13 мар. 2010 г.

MOPS - начинаю что-то понимать

Кое-что прояснилось с MOPS'ом.
Когда поставили новую видюху, MOPS загрузился, но Иксы не стартовали. Товарищ из магазина сказал, что "надо переустанавливать, виндовс переустанавливают в таком случае".
Я же, помня, как устанавливала MOPS'а и сама выбирала драйвер видео, сказала, что "конфигурационный файл надо поправить".
Мальчик тот с Linux'ом был не знаком, так что спорить не стал.
Ubuntu, кстати, загрузился с дровой nv и предложил скачать про... тьфу, про...при...ный драйвер. Проприетарный. Жуткое слово.

Что я делала с mops'ом:


  • В грубе добавила в строку загрузки single, загрузилась в консоль.

  • Зная, что надо как-то переконфигурировать Иксы, набрала: xorg и tab х 2, чтоб посмотреть, что он мне предложит. Из предложенных вариантов выбрала xorgconfigure. Мне задали много вопросов по-английски. Старательно пыталась отвечать. Главными пунктами были: выбор дров на видеокарту, выбор разрешения и частоты экрана. Застряла на вопросе о размере видеопамяти. Самым меньшим было 256, а у меня 128. После варианта other происходило возвращение на тот же вопрос. Плюнув сердито, выбрала 256. Фиг с вами.

  • По окончании конфигурирования набрала startx. Иксы загрузились. Но, кошмар, разрешение, как ни странно, было очень маленькое, всё было крупно. Я немного чего-то порылась в системе, но при таких условиях работать было невозможно. На некоторое время бросила это занятие.

  • Из-под Ubunt'ы открыла MOPS'овский xorg.conf. Обнаружила, что там прописаны маленькие разрешения, хотя при конфигурировании выбирала нормальные. Поменяла на 1280х1024_60. Лишнее зарешетила #####

  • Опять загрузилась в MOPS. Ура, товарищи, всё было нормально! Так что хорошо я сделала, что напрочь забыла про переустановки системы. И убеждаюсь в этом в таких вот случаях (хотя таких случаев за год было три: перемещение /home на другой раздел (забыла поменять uuid), попытка установить 3d дрова на sis (иксы не стартанули, я их попросту переустановила), и вот установка видюхи).

Я долго искала на мопсовском сайте ответы на элементарные вопросы, но, по всей видимости, они были так хорошо запрятаны, что я почти ничего не нашла. И, наконец-то, вычитала на mops'овском форуме, как ставить пакеты. Но сначала разобралась с добавлением репозиториев. Там есть "менеджер пакетов" и функция добавления репа в нём. Путь к репозиторию должен выглядеть, например, так:

ftp://ftp.rpunet.ru/mopslinux-6.2.2/packages/

Обязателен слэш / в конце. Репозитории на главной странице.
Программа управления пакетами называется mpkg. В терминале можно:

mpkg update - обновление

mpkg add_rep - добавление репы, так mpkg add_rep ftp://ftp.rpunet.ru/mopslinux-6.2.2/packages/
mpkg list_rep - просмотр подключённых репов
mpkg delete_rep - удаление репы
mpkg-search -i - поиск пакета, так mpkg-search -i neverball
А вообще man mpkg, по всей видимости...

А пакеты могут быть двух видов: как в slackware, то есть формат tgz (готовый к установке пакет, такие в репах лежат) и исходники любимые наши, то есть, ха-ха, да. Вобщем, если нужен какой-то пакет, которого нет в репах, ищем пакет.tgz. Или архив с исходниками. В случае с пакет.tgz командуем:

mpkg install paket.tgz

Всё это я вычитала туточки. Вообще, на сайте я ничего полезного не нашла, но на форуме много чего нарыла.

И ещё про запуск команд от рута. В Ubunt'е привыкли: sudo сюда, sudo туда, sudo, чаю принеси, sudo в магазин сходи... Хо-хо. А тут кого посылать? А тут набрать:

su
Пароль: - ввести пароль рута.

И вперёд. Только как остановить сессию рута, я не знаю. Узнаю. А, man su, наверно.
Пример:

su
Пароль:
shutdown -h now

И идти спать...

4 комментария:

snoto комментирует...

жаль, пишут прощай mops

snoto комментирует...

тоже пробовал, вместо mandriva и ubuntu .... не прижилась...Живу с mint 8 (рросинка) и ubuntu 9/10 на работе..

snoto комментирует...

хороший пример... стимулирует. Появился новый ноут - и поставил на него calculate. Посмотрим ..вдруг втянусь.

barsevna комментирует...

Calculate хорош, только собирается всё часами - Gentoo же. А вместо МОПСа Agilia Linux появилась. Будет время - надо посмотреть.